Доменные споры и причины их возникновения

Доменные споры и причины их возникновения

Законные права, в том числе интеллектуальной собственности или авторства, становятся объектом конфликта интересов субъектов гражданских взаимоотношений, если один из участников случайно или намеренно пренебрегает интересами другого.

Почему возникают доменные споры

Когда очередной обладатель интернет – ресурса регистрирует доменное имя он заинтересован в том, чтобы его звучание было наиболее созвучно сфере, освещаемой сайтом, и узнаваемым пользователями.

Если выбранное доменное имя будет похожим по звучанию и написанию на зарегистрированный ранее товарный знак, то это классифицируется, как использование чужого права собственности для извлечения прибыли и недобросовестной конкуренции.

Вследствие подобных соображений возникают доменные споры, между собственником, зарегистрировавшим товарный знак или бренд раньше, чем владелец ресурса, взявший его за основу названия или допустивший случайную схожесть.

Единая политика рассмотрения споров о доменных именах – UDRP

Для несудебного разрешения противоречий и урегулирования претензий применительно к правам на зарегистрированные доменные имена, в 1999 году рекомендована к применению Единая политика UDRP, регламентирующая правила принятий решений по спорным вопросам в отношении названий доменов.

Рассмотрение споров владельцев интернет – ресурсов и товарных знаков сегодня реализуют четыре арбитражных центра в США, Европе, Азии и Чешской республике.

Деятельность перечисленных центров не охватывает национальную доменную зону (.ru, .рф и .su), поэтому споры российских собственников интернет – проектов подлежат только судебному урегулированию.

Правила UDRP

Разрешение конфликта в арбитраже UDRP происходит через полтора – три месяца максимум, для чего нужно подать электронную претензию, содержащую:

  • прошение о разрешении спора;
  • реквизиты истца и ответчика;
  • спорные имена или имя домена;
  • зарегистрированный товарный знак, сходный с названием сайта;
  • основания претензии и требуемые санкции;
  • согласие с политикой и подтверждение исключительности претензии к владельцу доменного имени.

Срок ответа на претензию составляет 20 дней, если ответчик не предоставил обоснований, то решение принимается арбитражем.

Принципы и процедуры работы UDRP

Механизм единой политики основывается на ряде принципов:

  • независимость и беспристрастность, достигаемые за счет свободы выбора одного из трех арбитров, обязанных уведомить о возможных причинах своей не объективности;
  • однократная подача необходимых материалов, сокращающая срок рассмотрения за счет невозможности затягивания процедуры;
  • заочный характер разрешения конфликта, не подразумевающий реальные взаимодействия сторон.

В России — исключительно судебный порядок

В России урегулирование доменных споров возможно лишь путем обращения в органы правосудия, обладающие следующими полномочиями:

  • арбитражный суд – первичная инстанция, если в споре не задействован частный субъект;
  • суд общей инстанции – первичное рассмотрение, когда ответчик гражданское лицо;
  • обжалование решений первой инстанции производится в апелляционном суде;
  • Суд по интеллектуальным правам – кассационные жалобы;
  • Президиум ВАС РФ – надзорная функция.

Функционирование UDRP в России, подсудность

Применимость Единой политики UDRP в РФ ограничена следующей совокупностью причин юридического и политического свойства:

  1. Несогласованность процедур UDRP процессуальным требованиям к третейскому разрешению споров в РФ.
  2. Сопутствующая потеря национальным доменным пространством независимости.
  3. Отсутствие соглашений международного уровня, которые предметно устанавливали бы порядок пользования интернетом и его адресным пространством.

Доменные споры в России

Четкие критерии, по которым можно однозначно идентифицировать пренебрежение единоличного права обладания товарным знаком, ни арбитражными органами правосудия, ни Судом по интеллектуальным правам по сей день не определены.

Присутствие уточнений, при получении доменных имен интернет – ресурсов, о необходимости соблюдения политики UDRP, которые практикуют регистраторы в международных и ряде национальных доменных пространств, не исключает возможности разрешения конфликта в порядке обращения в органы правосудия.

Защита от сквоттинга

Защищенным от захвата может считаться только включенный в закрытый перечень товарный знак, на основании которого можно отстаивать идентичное и сходное по написанию/звучанию доменное имя.

Сквоттинг в отношении интеллектуальных прав может заключаться в:

  • захвате доменных имен, имеющих сходное товарному знаку написание;
  • оспаривании права на товарный знак;
  • захвате имен доменов, созвучных с фирменными ресурсами по звучанию.

Оградить собственные интернет – ресурсы от посягательства сквоттеров можно путем своевременного патентования товарного знака и включения его в закрытый перечень, а также посредством регистрации максимально возможного числа доменных имен созвучных с брендом по написанию и звучанию.

Регистрация сходных по звучанию доменов – делается быстрее, и обходится дешевле.

Что первично: домен или товарный знак?

Первоосновой, применительно к праву обладания конкретным именем, считается не только его схожесть с написанием товарного знака и допустимость смешения, но и сроки регистрации обоих объектов интеллектуальной собственности. То есть, если имя домена было получено в пользование раньше, чем запатентован товарный знак, то согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 года по делу №9833, в охране права на последний допустимо отказать, даже если его патентование не было обжаловано.

Практика судов по доменным спорам

Существующие прецеденты разрешения органами правосудия доменных споров имеют положительные решения, в частности в отношении «kodak.ru». После многочисленного прохождения всех инстанций и трехкратного направления на повторное рассмотрение в арбитраж первой инстанции (всего было 16 рассмотрений), имя было отобрано у частного предпринимателя, но так и не стало собственностью ни ООО «Кодак», ни корпорации “Истман Кодак Компани”, будучи перехваченным другим лицом.

iPipe – надёжный хостинг-провайдер с опытом работы более 15 лет.

Мы предлагаем: